Версия для слабовидящих


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Мурманска
«Средняя общеобразовательная школа № 42 имени Е.В. Шовского»



school42.znaet.ru /
Страничка школьного психолога
/ Единый государственный экзамен: психологическая подготовка
Главная страницаКарта сайта





Единый государственный экзамен: психологическая подготовка

  

Процедура прохождения Единого государственного экзамена - деятельность сложная, отличающаяся от привычного опыта учеников и предъявляющая особые требования к уровню развития психических функций.

Можно выделить наиболее значимые психологические характеристики, которые требуются в процессе сдачи Единого государственного экзамена:
Высокая мобильность, переключаемость
Высокий уровень организации деятельности
Высокая и устойчивая работоспособность
Высокий уровень концентрации внимания, произвольности
Четкость и структурированность мышления
Сформированность внутреннего плана действий.

 Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. 


Когнитивные трудности

Это трудности, связанные с особенностями переработки информации, со спецификой работы с тестовыми заданиями. Тестирование предполагает формирование особых навыков: умения выделять существенные стороны в каждом вопросе и отделять их от второстепенных, умения оперировать фактами и положениями. 

Процедура ЕГЭ требует особой стратегии деятельности: ученику необходимо определить для себя, какие задания и в каком соотношении он будет выполнять. На ЕГЭ определение стратегии деятельности становится ключевым моментом, поскольку это во многом определяет экзаменационную оценку. 
Индивидуальная стратегия деятельности - это совокупность приемов и способов, которые в соответствии со своими личностными особенностями использует ученик, и которые позволяют ему добиться наилучших результатов на экзамене.


Личностные трудности

Эти затруднения обусловлены особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями. 

Прежде всего стрессовой является сама ситуация экзамена. На экзамене ученик должен за ограниченное количество времени продемонстрировать свои знания по определенном вопросам, причем, результаты этой деятельности будут оцениваться. 
На экзамене ребенок показывает, чего он на самом деле добился, каковы в действительности его знания. Стресс на экзамене связан с тем, что эта процедура напрямую связана с самооценкой подростка: насколько я действительно умен, насколько могу справиться с предложенными мне заданиями? Дефицит времени значительно повышает тревогу ученика, у него появляется страх «не успеть».



Процессуальные трудности

Это проблемы, которые связаны с самой процедурой Единого государственного экзамена. Можно выделить несколько групп процессуальных трудностей:
1. Трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов. Процедура Единого государственного экзамена предполагает особую форму заполнения бланков, которая является непривычной для учащихся. Процедура ЕГЭ разводит вопрос и ответ, что создает школьникам дополнительные сложности. У них может возникнуть страх ошибиться при заполнении бланка, и такие ошибки действительно могут появиться у детей с проблемами внимания. Возможны также трудности с кодированием-раскодированием информации (соотнесением содержания и соответствующего ему номера).
2. Трудности, связанные с непривычной ролью взрослого. Обычно на экзамене педагог, особенно работающий в данном классе, совмещает функции поддержки и оценки. В ситуации ЕГЭ присутствующие педагоги - это только наблюдатели, что также может повышать тревогу у выпускников.

3. Трудности, связанные с незнанием своих прав и обязанностей. ЕГЭ предоставляет выпускнику значительно более активную позицию, нежели традиционная школьная система. Обычно ученики не имеют права оценивать содержание предлагаемого им задания и тем более оспаривать полученные ими оценки, тогда как процедура ЕГЭ предполагает обе эти возможности. 
Процессуальные трудности вызваны в основном недостаточным знакомством с процедурой экзамена, и их преодоление должно ориентироваться на овладение детьми специфическими навыками, определяемыми особенностями процедуры ЕГЭ.
Психологическая подготовка выпускников к Единому государственному экзамену должна состоять из нескольких компонентов. 
1. Фронтальная подготовка учащихся, предоставляющая им необходимую информацию о правилах и нормах процедуры Единого государственного экзамена и направленная на выработку индивидуального стиля работы.
2. Выработка индивидуальных стратегий поддержки для конкретных учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.
3. Привлечение родителей: ознакомление их со спецификой Единого государственного экзамена.

Ситуация Единого государственного экзамена является сложной практически для всех выпускников. Вместе с тем различные группы учащихся могут испытывать специфические трудности в зависимости от особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы.


Советы родителям: Как помочь детям подготовиться к экзаменам

  - Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.- Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. И если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".
- Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
- Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением. Не допускайте перегрузок. 
- Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
- Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага стимулируют работу головного мозга.
- Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.




    ЕСИА ГОСУСЛУГИ



    АИС "ЭЛЕКТРОННАЯ ШКОЛА"



    Портал Муниципальных услуг



    Режим Версия для слабовидящих

    Версия для слабовидящих. Нажмите на это сообщение.






    Телефон доверия



    © 2005-2018
    Направление.RU

    Адрес: город Мурманск, улица Героев Рыбачьего, дом 15 

    Телефон: 8 (8152) 52-66-06, E-mail: shol42@yandex.ru

      ОБРАЗОВАНИЕ МУРМАНСКА  

    Веб-офис - система управления сайтомредактировать содержание сайта